Annotation: In this article is revealed the problem of a government debt and the budget deficit of countries. Object of the research is fiscal policy indicators and main methods of debt burden calculation. In particularly, the authors give offers and recommendations in solution of the debt problems.
Key words: budget deficit, government debt, balance of payment, investment, capital and fiscal policy.
Процесс развития мировой финансовой и экономической системы в посткризисный период показывает, что проблемы бюджетного дефицита и государственного долга имеют довольно широкий спектр влияния и затрагивают практически все сферы общественной жизни, включая экономику, социальную сферу, здравоохранение, экологию, безопасность и другие. Следовательно, в настоящий момент накопление государственного долга и основные факторы, способствующие к увеличению бремени долга рассматриваются как наиболее актуальные проблемы современной экономической политики. В этой связи, разработка и реализация программ по эффективному использованию средств государственного бюджета становятся наиболее важными и существенными задачами для всех стран мира.
Рис. 1. Сальдо государственного бюджета стран мира (в % от ВВП)
Источник: Составлено на основе доклада МВФ «World Economic and Financial Surveys. Fiscal Monitor, October 2014».
В период финансово-экономического кризиса в большинстве государств мира активно проводились целевые программы по поддержке банковского сектора, стимулированию совокупного спроса и предложения, в результате которых резко увеличились статьи расходов государственного бюджета. Следствием данного положения, а также параллельно проводившихся налоговых реформ стало прогрессивное увеличение долговых обязательств государств (см. рис.1). В результате, многие страны, сами не замечая, стали пленниками бремени долга, при котором запускается механизм «самовоспроизводства» задолженности.
Глобальный финансовый кризис 2008 года резко ухудшил макроэкономические позиции ряда европейских стран. Ежегодные бюджетные расходы стран ЕС увеличились в 2008-2012 гг. до 60% ВВП. В результате, дефицит государственного бюджета в странах Европейского Союза подскочил в 2008-2012 гг. в среднем с 2,1% до 3,7% ВВП, а чистый государственный долг – с 54,1% до 72,2% ВВП [1].
Согласно мнению лауреата Нобелевской премии Пола Кругмана, одной из главных причин фатального разрастания финансового кризиса в Еврозоне является безответственная политика и высокомерное убеждение на том, что странам-членам валютной интеграции удастся решить внутренние проблемы экономики общими усилиями. В результате экономики стран стали менее гибкими и более зависимыми [2].
В период кризиса показатели задолженности некоторых европейских стран резко ухудшились, что привело к острым дискуссиям в научных кругах. Зарубежными экспертами выделяются пять стран, входящие в особую группу риска, такие как Греция, Ирландия, Испания, Италия и Португалия, по аббревиатуре на английском языке выделенные как страны «PIIGS» (Portugal, Ireland, Italy, Greece, Spain), где наблюдался увеличение бюджетного дефицита до 3-4 раз, а объема внешней задолженности – в среднем до 25%. Наихудшие показатели были у Греции и Ирландии, где внешняя задолженность стран превысили объемы их ВВП.
Как свидетельствует зарубежный опыт, управление долгом представляет собой сложный аспект бюджетного планирования и прогнозирования, поскольку требует взаимодействия различных секторов экономики, отвечающих за конкретные, специализированные области. Цель эффективного управления долговыми обязательствами состоит в создании условий использования имеющихся возможностей внутреннего и внешнего финансирования, не порождая будущих проблем связанных с государственным бюджетом.
Таблица 1
Первичный баланс бюджета (Primary Budget Balance, PPB) и валовой государственный долг (Gross Government Debt, GGD) стран за 2008-2014 гг.
Страны (в % от ВВП) |
2008 |
2010 |
2012 |
2013 |
2014 |
||||||
PBB |
GGD |
PBB |
GGD |
PBB |
GGD |
PBB |
GGD |
PBB |
GGD |
||
Греция |
-4,8 |
112,9 |
-4,9 |
148,3 |
-1,3 |
156,9 |
0,0 |
175,7 |
1,4 |
174,0 |
|
Ирландия |
-6,6 |
44,2 |
-27,9 |
91,2 |
-4,6 |
117,4 |
-3,3 |
123,3 |
-0,7 |
121,0 |
|
Испания |
-3,4 |
40,2 |
-8,3 |
61,7 |
-8,3 |
85,9 |
-3,7 |
93,7 |
-2,6 |
99,1 |
|
Италия |
2,2 |
106,1 |
0,0 |
119,3 |
2,3 |
127,0 |
2,0 |
132,3 |
3,1 |
133,1 |
|
Португалия |
-1,0 |
71,7 |
-7,1 |
94,0 |
-2,5 |
123,8 |
-1,4 |
123,6 |
0,1 |
125,3 |
|
Германия |
2,3 |
66,8 |
-2,0 |
82,4 |
2,3 |
81,9 |
1,7 |
80,4 |
1,8 |
78,1 |
|
Франция |
-0,7 |
68,2 |
-4,8 |
82,4 |
-2,5 |
90,2 |
-2,0 |
93,5 |
-1,5 |
94,8 |
|
Турция |
1,7 |
40,0 |
0,7 |
42,3 |
1,2 |
36,2 |
0,7 |
36,0 |
0,4 |
34,9 |
|
США |
-4,6 |
51,9 |
-8,9 |
78,5 |
-6,1 |
88,8 |
-3,6 |
92,1 |
-2,6 |
95,3 |
|
Канада |
-0,2 |
71,3 |
-4,3 |
83,1 |
-2,8 |
85,3 |
-2,8 |
87,1 |
-2,4 |
85,6 |
|
Бразилия |
4,1 |
63,5 |
2,5 |
65,0 |
2,2 |
68,0 |
1,9 |
68,3 |
2,0 |
69,0 |
|
Мексика |
1,5 |
42,9 |
-1,7 |
42,4 |
-1,2 |
43,5 |
-1,2 |
44,0 |
-1,5 |
45,8 |
|
Индия |
-5,3 |
74,5 |
-4,2 |
67,0 |
-3,6 |
66,7 |
-3,8 |
67,2 |
-3,6 |
68,1 |
|
Китай |
-0,3 |
17,0 |
-1,2 |
33,5 |
-1,4 |
26,1 |
-1,8 |
22,9 |
-1,5 |
20,9 |
|
Россия |
5,1 |
7,9 |
-3,1 |
11,0 |
0,8 |
12,5 |
-0,2 |
14,1 |
-0,1 |
14,6 |
|
Узбекистан |
10,3 |
12,7 |
5,0 |
10,0 |
8,6 |
8,6 |
1,3 |
8,7 |
0,1 |
8,9 |
Страны |
Подоходный налог |
Налог на прибыль |
Налог на добавленную стоимость |
Единый социальный платеж |
||||||
Ставка |
База |
Ставка |
База |
Ставка |
База |
Ставка |
База |
|||
Развитые страны |
||||||||||
Австралия |
||||||||||
Франция |
||||||||||
Германия |
||||||||||
Греция |
||||||||||
Ирландия |
||||||||||
Израиль |
||||||||||
Италия |
||||||||||
Канада |
||||||||||
Япония |
||||||||||
Южная Корея |
||||||||||
Нидерланды |
||||||||||
Португалия |
||||||||||
Сингапур |
||||||||||
Испания |
||||||||||
Великобритания |
||||||||||
США |
||||||||||
Развивающие страны |
||||||||||
Бразилия |
||||||||||
Китай |
||||||||||
Мексика |
||||||||||
Турция |
||||||||||
Индия |
||||||||||
Литва |
||||||||||
Латвия |
||||||||||
Польша |
||||||||||
Венгрия |
Показатели задолженности |
Годы |
||||||
2000 |
2005 |
2010 |
2011 |
2012-2014 |
|||
Валовый внешний долг / Валовый национальный доход |
|||||||
Армения |
51,4 |
39,1 |
65,0 |
69,1 |
72,9 |
||
Азербайджан |
31,8 |
18,6 |
24,9 |
22,1 |
16,3 |
||
Белоруссия |
20,6 |
17,5 |
47,4 |
54,6 |
55,3 |
||
Казахстан |
75,7 |
84,7 |
91,9 |
77,5 |
78,9 |
||
Киргизия |
150,5 |
95,1 |
92,5 |
96,8 |
99,1 |
||
Молдова |
140,7 |
66,3 |
76,4 |
72,0 |
78,5 |
||
Россия |
57,9 |
33,5 |
35,6 |
31,1 |
29,9 |
||
Таджикистан |
138,4 |
50,2 |
55,3 |
51,6 |
52,7 |
||
Туркменистан |
95,7 |
15,4 |
2,6 |
1,7 |
1,6 |
||
Украина |
45,8 |
39,6 |
93,0 |
83,8 |
77,9 |
||
Узбекистан |
36,7 |
32,6 |
19,2 |
17,8 |
16,5 |
||
Валовый внешний долг / Экспорт товаров и услуг |
|||||||
Армения |
183,4 |
105,1 |
215,5 |
202,9 |
203,0 |
||
Азербайджан |
72,9 |
25,9 |
24,5 |
21,9 |
25,6 |
||
Белоруссия |
34,2 |
29,9 |
86,0 |
61,5 |
64,8 |
||
Казахстан |
123,0 |
140,7 |
176,2 |
132,3 |
138,5 |
||
Киргизия |
328,5 |
234,4 |
162,2 |
159,4 |
189,5 |
||
Молдова |
236,2 |
118,6 |
175,8 |
149,4 |
160,7 |
||
Россия |
122,8 |
88,2 |
106,5 |
88,5 |
83,2 |
||
Таджикистан |
- |
88,7 |
342,8 |
277,4 |
216,6 |
||
Туркменистан |
- |
- |
- |
- |
- |
||
Украина |
70,6 |
77,7 |
177,7 |
151,8 |
144,2 |
||
Узбекистан |
141,9 |
79,2 |
56,8 |
47,0 |
- |
||
Обязательства по обслуживанию долга / Экспорт товаров и услуг |
|||||||
Армения |
9,2 |
7,6 |
33,4 |
25,4 |
30,9 |
||
Азербайджан |
6,4 |
2,9 |
1,4 |
4,9 |
5,1 |
||
Белоруссия |
5,1 |
4,0 |
4,9 |
6,8 |
9,5 |
||
Казахстан |
32,4 |
42,2 |
58,3 |
34,5 |
23,5 |
||
Киргизия |
30,2 |
14,8 |
21,9 |
11,8 |
10,9 |
||
Молдова |
20,0 |
13,6 |
14,5 |
12,8 |
15,1 |
||
Россия |
9,7 |
14,3 |
11,8 |
10,5 |
10,3 |
||
Таджикистан |
- |
5,8 |
76,3 |
48,3 |
25,5 |
||
Туркменистан |
- |
- |
- |
- |
- |
||
Украина |
19,0 |
13,1 |
39,2 |
32,7 |
31,5 |
||
Узбекистан |
27,1 |
14,5 |
4,6 |
3,8 |
- |
ИНИЦИАТИВЫ: